Запрос на изменение утилизационного сбора от автопроизводителей России
Объединение автопроизводителей России (ОАР) внесло официальное обращение в Минпромторг с просьбой изменить подход к утилизационному сбору на автомобили. Это инициатива нацелена на пресечение нелегального импорта автомобилей, который осуществляется через регистрацию на физические лица. В состав ОАР входят известные производители, такие как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и другие.
Как сообщает Интерфакс, коллективное заявление направлено главе Минпромторга Алиханову и акцентирует внимание на том, что текущая методика, описанная в постановлении правительства от декабря 2013 года, не отвечает современным реалиям. Члены ОАР предлагают пересмотреть привязку утилизационного сбора к мощности мотора, вместо его рабочего объема. Этот шаг обусловлен повышением популярности иномарок с высокоэффективными моторами и компактным объемом.
Автопроизводители подчеркивают, что действующая система приводит к тому, что одинаковая сумма утилизационного сбора применяется к автомобилям разной ценовой категории. Например, Changan Alsvin с ценой 1,85 млн рублей и мощностью 98 л.с. облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. рублей, аналогично как BMW X3 с ценой 8 млн рублей и мощностью 255 л.с.
Также обратили внимание на негативное влияние существующего механизма льгот на авторынок, поскольку физических лиц обременяет необходимость уплачивать 3400 рублей при ввозе авто до трех лет и 5200 рублей — за старше трех лет, кроме автомобилей с двигателями свыше трех литров, для которых льготы не действуют.
Фактическая реализация льготных ставок значительно увеличила объем “серого” импорта иномарок, который сейчас растет. Если в 2024 году такая доля варьировалась от 1-50% в общем импорте, в 2025 году ожидается её рост до 50-70%. Это в свою очередь подвергает риску надежность таких автомобилей и отсутствие гарантийного обслуживания. Фактические потери бюджета от обхода высоких ставок утилизационного сбора также составляют миллиарды рублей.