Падение объемов продаж, снижение маржи и финансовые потери в сфере перевозок. Ситуация в транспортной отрасли критическая...
Сокращение парка и напряжённость на рынке среднетоннажной и тяжелой техники
На фоне активного обсуждения легкого коммерческого транспорта (LCV) появилась необходимость оценить состояние средне- и тяжелотоннажного сегментов. На пресс-конференции РОАД, прошедшей 4 декабря в Москве, вице-президент ассоциации Виталий Киселев обозначил явные признаки спада. По его словам, за последние десять лет количество среднетоннажных автомобилей (MCV) сократилось на 25%, что соответствует снижению с 2,3 миллиона единиц до 1,727 миллиона. Одновременно наблюдается увеличение возраста автомобилей, который в текущем году достиг 28 лет, включая технику, работающую до 32 лет, что ставит под угрозу надежность перевозок.
Презентация сотрудника дилера «Глобал трак сервис» (GTC) Максима Шишко обрисовала относительно тяжелой техники, где, по его словам, доля китайских фирм снизилась до 53%, а российские заняли 38%. Суммарное количество сделок упало почти на 50%, что также тревожно. В ноябре произошел резкий спад, что сильно отразится на декабрьских показателях. Прогнозы показывают, что в 2025 году рынок может претерпеть дальнейшие ухудшения, с реализацией всего 46 тысяч грузовиков.
Так называемые "пиковые" продажи в 2023 году на уровне 125,7 тысячи единиц тяжелой техники обернулись проблемами, поскольку завышенные уровни остатков приводят к убыткам. К 2025 году предполагается сохранение отрицательной маржи, на фоне падения цен и объёмов продаж. В результате на складах накопилось много грузовиков, которые оказались в ожидании отгрузки.
Несмотря на угрожающую статистику, когда многие компании уже не могут исполнять обязательства по лизингу или кредитам, и вынуждены остаться с устаревшими автомобилями, китайские производители продолжают предлагать свою продукцию на рынке в условиях негативной конкуренции. Максим Шишко указал на проблему с продажей, когда около 14 тысяч автомобилей находятся на складах без спроса — FAW, Dongfeng и другие известные бренды существенно увеличили свои объемы остатков.
Проблема транзакций касательно тяжелых грузовиков остается острой, и аналитики ожидают, что продажа в месячном исчислении может снизиться до 4 тысяч единиц. Улучшение ситуации возможен лишь с изменением внешнеэкономической обстановки.
В сегменте HCV на данный момент лидирует КАМАЗ с продажами 12,6 тысячи, что предоставляет ему долю на уровне 30,1%. Следом идут иностранные бренды и российские производители, которые борются за выживание в сложной рыночной среде.